<< Оглавление
< Предыдущая глава - Следующая глава >

Глава 12

Иисус


Здравомыслящие человеческие существа не интересуются реальностью. Это ясно видно из отношения и христиан и скептиков к истокам (origins) христианства. Обе фракции прежде всего озабочены тем, чтобы приписать 'человеческие' эмоции его основателю -- хорошие, скромные, справедливые или отвратительные, извращенные, ненормальные по вкусу. Ни одна из сторон не прекращает выискивать, пригодны ли хоть чуть-чуть имеющиеся документы для подкрепления их интерпретаций.

В наше время исторические свидетельства таковы, что вполне уместно задаться вопросом, а жил ли Иисус вообще. Ни одно из евангелий нельзя датировать годом более ранним, чем 57 н.э., и все четыре канонических евангелия, вероятно, были написаны во второй половине первого столетия н.э. Есть веская причина предполагать, что эта традиция уже испытала на себе многие влияния, некоторые из которых идентифицируемы, другие спорны. Нет причины предполагать, что писатели Евангелий были сколько-нибудь сильнее заинтересованы в фактах, чем большинство здравомыслящих людей. На деле внутреннее убеждение явно подсказывает, что у них не было никаких предубеждений насчет изменения своего текста, когда они желали, чтобы он поддержал какую-нибудь специфическую точку зрения.

Трудно основывать какие-либо заключения на документах подобного рода.

Определенно, невозможно увидеть, что они могли бы сделать для поддержки тех утверждений, которые иногда произносятся христианами -- что они получают из Евангелий ошеломляющее ощущение личности Христа. Или утверждений, подобных этому, сделанному образованным христианином в университетской среде:

Несоответствие между глубиной и здравомыслием и (позвольте мне добавить) проницательностью (shrewdness) Его морального учения и необузданной манией величия, которая должна лежать за Его теологическим учением, если только Он не действительно  Бог, никогда удовлетворительно не устранялось.[1]

На деле в Евангелиях очень мало 'морального учения', и то, что есть - не проницательно (shrewd). Просто предъявляются неразумные требования, передельной общности, того рода, которые любой целитель ума (purveyor of mental health) порекомендовал бы своим пациентам игнорировать.

Что касается теологического учения Иисуса, мы не знаем, в чем оно состояло. У нас совсем недостаточно доказательств, чтобы оценивать его утверждения о том, что он Бог, хотя мы знаем, что начиная с червертого столетия христиане любили делать это утверждение в его защиту.

Вероятно, за это нужно благодарить Св. Павла (St. Paul). Он был явно здравомыслящим индивидуумом -- озабоченным необходимостью произвести хорошее впечатление на окружающих. Вполне может оказаться, что истинная причина выживания христианства состоит в том, что он адаптировал его в форму, превосходно совместимую со здравомыслящей психологией. Большая путаница возила при попытке прочтения Посланий апостола Павла (Epistles of Paul) как проливающих свет на интерпретацию Евангелий (Gospels).

Рассмотрим доктрину Бога-Отца (Fatherhood of God). Как предполагается, это самая важная из мыслей Иисуса. Действительно, с учетом всего, у него насчет этого положительно была навязчивая идея. Христиане заявляют, что он показался им теплым, сосредоточенным на семье (family-centred) человеком,  а не холодным метафизиком. Нехристиане же заявляют, что он показался им зафиксированным на отце (father-fixation), что объединено у него с гомосексуальными стремлениями, которые он старался удовлетворить посредством сомнительных отношений со своими учениками.

Теперь, основываясь на анализе текстов, можно показать, что есть очень мало доказательств тому, что у самого Христа был сколько-нибудь заметный интерес к концепции Отца -- даже как символа -- и еще меньший к комбинации Отец-Сын, которая так важна для более поздних заявлений о божественности (divinity) Христа. Хотя Иисус очень часто использовал термин Отец в Евангелиях от Матфея (Matthew) и Иоанна (John), это не так в случае с Евангелием от Марка (Mark), самым ранним из [канонических] Евангелий.

В Евангелии от Марка, о Боге говорится только как об Отце в абсолютном смысле, без квалификации, в двух предложениях, оба из которых, как полагают, - либо редакторские вставки, либо редакторские правки.... Более того, выражение "мой Отец" никогда не встречается в Евангелии от Марка, а "ваш Отец" - только в xi. 25-26 [Нужно учитывать, что нумерация в православном издании, да и сам текст, несколько отличаются. - С.К.].[2]

На деле практически невозможно прийти к каким либо определенным заключениям о том, что Иисус понимал под словом 'Бог'. Были сделаны попытки реконструировать его идею Бога из иудейской традиции того времени, но неизвестно, действительно ли она оказывала влияние на его мысль. Современному человеку, возможно, хотелось бы убедить себя, что он -- дитя своей среды (child of his environment), и что его идеи -- неизбежное следствие социологического влияния. Однако, лишь о немногих людях известно, что они думали, и мы не можем быть уверены, что Иисус был одним из них. (Тот факт, что созданная им религия стала широкораспространенной, конечно, является доказательством не в пользу этой гипотезы, но против нее. Т.е. если он действительно в каком-либо смысле создал религию, которая стала признанной.)

Если он был, то, вероятно, он был способен применять современную ему терминологию и изречения его времени в своем собственном смысле. Нет необходимости подозревать его в тупом невежестве. Использование притч (parables), казалось бы, позволяет предположить, что он понял назначение метафоры.

Я думаю, что мы не можем делать какие-либо выводы о намерениях или мнениях Иисуса на основе умолчаний в Евангелиях. Очевидно, у нас есть только горстка его изречений. У традиции было много времени, до 57 г. н.э., чтобы выбрать те изречения, которые были вполне совместимы с развивающейся традицией Церкви, и выбросить остальное. Тот факт, что у нас есть только метафора, а не описание или определение, которые могли бы помочь нам выяснить, что он подразумевал под словами 'Бог' или 'Царствие Небесное' может и не означать, что он был простым эмоциональным индивидуумом, который никогда не определял свои термины. Это может лишь означать, что его метафоры - это были все его мысли, которые смогли пережить перенос в мировоззрение ранней Церкви.

Сказав о том, что не может быть выведено из существующих записей, мы можем заняться предположениями.

Существует интересная возможность, что Христос не только не был параноиком, но и что он вообще не был здравомыслящим, и что выражение 'Царство Небесное' - это ссылка на состояние ума, которого [состояния, а не ума :) - С.К.], скорее всего, не было у здравомыслящих людей. Давайте обсудим некоторые его изречения в свете этой возможности.

Матфей - Matthew 13: 45-46

Царство небесное подобно купцу, ищущему красивые жемчужины; который, когда он нашел одну жемчужину великой ценности, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Марк - Mark 8: 36-37

Что за польза будет человеку, если он получит весь мир, а потеряет свою собственную душу? Или что человек получит в обмен за свою душу?

Предположим, что одна единственная вещь, которая может стоить больше всего остального вместе взятого, я убеждена, - незрелое отношение (an immature attitude).

Матфей - Matthew 7: 13-14

Направьтесь к узким вратам: ибо широки врата и широка дорога, которая ведет к разрушению, и много будет тех, кто будет входить в них: Потому что узки врата и узка дорога, которая ведет к жизни и мало будет тех, кто найдет ее.

Вряд ли это демократично, и я не вижу, что современный христианин может с этим поделать. Но это реалистичная оценка числа людей, которые, вероятно, вообще серьезно воспримут целеустремленность.

Матфей - Matthew 22: 37-38

Иисус сказал ему, Ты должен любить Господа Бога всем своим сердцем, и всей своей душой, и всем своим умом. Это самая первая и великая заповедь.

Матфей - Matthew 7: 7

Проси, и воздастся тебе; ищи и обрящешь; стучи и откроют тебе.

Здравомыслящие люди, очевидно, вряд ли подойдут под эти термины.

Они не могут хотеть чего-либо очень сильно, или чего-то упорно добиваться. Они возьмут первую же компенсацию, которая им попадется.

Лука - Luke 6: 24-26

Но горе вам, кто богаты! ибо вы получили свое утешение.

Горе вам, кто сыты! ибо вы будете голодать. Горе вам, кто смеется сейчас! ибо оденетесь в траур и будете рыдать.

Горе вам, когда все люди восхваляют вас! ибо также их отцы восхваляли лжепророков.

Действительно ли это звучит как мысль, что он был за веселого, преуспевающего (well-compensated) человека-в-обществе?

Матфей - Matthew 19: 21-23

Иисус сказал ему, Если слабость твоя совершенна, иди и продай что имеешь, и отдай бедному, и будет тебе сокровище на небесах: и прибудь и следуй за мной.

Но когда юноша услышал это, он ушел опечаленный: ибо у него было много имущества.

Затем Иисус сказал своим ученикам, Истинно говорю вам, Что богатый вряд ли войдет в царство небесное.

Становится возможным гораздо более интересное прочтение, если предположить, что 'богатства' ('riches') означает 'компенсации' ('compensations').

Матфей - Matthew 6: 31-33

Так что не ломайте голову, скажем, над тем, "Что мы будем есть?" или "Что мы будем пить?" или "Во что мы будем одеты?" (Ибо, в конце концов, именно этого ищут язычники:) ибо ваш небесный Отец знает, что вам все это нужно. Но сначала найдите Божье царство, и его справедливость; и все это будет вам дано.

Современные христиане настаивают, что 'очевидно' необходимо всех в этом мире накормить, и пока мы это не сделаем, нам не нужно задаваться вопросом, как распорядиться своей жизнью. Вопрос в том, согласился ли бы с этим Христос.

Лука - Luke 18: 16-17

Но Иисус призвал их к себе и сказал, "Страждущие маленькие дети должны прийти ко мне, и не запрещайте им: ибо из таких Божье царство.

Истинно говорю вам, Никто так не достоин Божьего царства как малые дети, которым не нужно мудрости, чтобы войти в него".

Предполагалось, что то, что Христос нашел привлекательным в детях, подобно тому, что нравится в них здравомыслящим -- их некритическая вера в высшую мудрость взрослых, их пластичность, покорность, внушаемость и уязвимость. Однако, помимо этих, у детей есть другие характеристики.

Они волнуются и подобны волнению. Они торопятся; им кажется, что сделать что-то сейчас может вообще отличаться от сделать это завтра.

Им легко надоесть (нагнать на них скуку). Они задают вопросы. Они хотят вырасти, чтобы стать первым Императором Космоса (Emperor of Space).

Короче говоря, они ищут остроты ощущений. У них немного жизненного опыта, и они могут неуклюже ее искать. Чем взрослее и чем здравомыслящее они становятся, тем больше они приучаются не искать ее вообще.

Матфей - Matthew 12:25

Всякое царство, разделенное на части, обречено на опустошение; и всякий город или дом, разделенный на части, не устоит.

Современное просвещение (enlightenment) утверждает, что Христос говорил об интеграции личности. Современная идея интеграции личности состоит в том, чтобы принять все части себя как они есть -- наслаждайтесь всеми удовольствиями не накладывая на них никакого строгого формализма. Но это, возможно, не было в точности то, что имел в виду Христос. С одной стороны, современные люди считают интеграцию функцией зрелости -- но Христос, казалось бы, считает, что некоторым образом и дети имеют на это право.

Матфей - Matthew 6: 22-23

Свет тела - глаз: следовательно, если твой глаз будет устремлен (single), все тело будет полно света. Но если твой глаз будет злобен (evil), все твое тело будет полно тьмой. Потому если свет, который в тебе - тьма, как велика эта тьма!

Это вполне проясняет, что если он говорил об интеграции личности, то это целеустремленная (single-minded) интеграция.

Матфей - Matthew 6: 24

Никто не может служить двум хозяевам: ибо либо он будет ненавидеть одного и любить другого; либо он будет верен одному и презирать другого. Вы не можете [одновременно] служить Богу и маммоне.

Как предполагается, под 'маммоной' ('mammon') имеется в виду грубый, амбициозный, материалистический меркантилизм. Возможно, это просто 'общество', или даже 'другие люди'.

Матфей - Matthew 15: 9

Но напрасно они мне поклоняются, беря вместо учения (doctrines) заповеди людей.

Иоанн - John 5: 44

Как вы, получающие почести один от другого, можете верить и не искать чести, которая исходит лишь от Бога?

Действительно ли Иисусу понравилась бы идея, что христианство означает  общественное согласие (social conformity) и много благотворительности?

Матфей - Matthew 10: 35

Ибо я пришел, чтобы настроить человека против его отца, и дочь против ее матери, и невестку против ее свекрови.

Не-зравомыслящим людям нет нужды предполагать, что здравомыслящие будут смотреть им в рот (to see eye to eye).

Лука - Luke 8: 19-21

Потом к нему пришли его мать и его братья, и не могли войти к нему из-за толпы. И сказали ему: "Твоя мать и твои братья стоят наружи, желая увидеть тебя". И он ответил и сказал им: "Моя мать и мои братья - это те, кто слышит слово Бога и следует ему".

Недемократично.

Матфей - Matthew 9: 16-17

Никто не пришивает новую заплатку на старую одежду, ибо то, что он пришьет, чтобы закрыть прореху, порвет эту одежду, и результат будет еще худшим.

Никто не наливает новое вино в старые бутылки (bottles): иначе бутылки разобьются, и вино разольется, и бутылки погибнут: но нальют новое вино в новые бутылки, и то, и другое будет сохранено.

Вероятно, это означает: 'Ты не можешь быть здравомыслящим и не-здравомыслящим в одно и то же время.' Но предположив, что если у здравомыслящего индивидуума бывают моменты просветления (excitement), то почему бы ему не попытаться свести их к обыденному мировоззрению -- 'интегрировать' их, как он бы сказал?

Иоанн - John 12: 25

Тот, кто любит свою жизнь, ее потеряет; и тот, кто ненавидит свою жизнь в этом мире, сохранит ее в жизни вечной.

Лука - Luke 12: 25-26

И кто из вас, взяв мысль, сможет добавить к ее высоте (stature) хоть один кубит (cubit)? Если вы не способны этого сделать, что есть самое малое, то зачем вы берете мысль для всего остального?

[cubit - древняя единица длины, длина предплечья от локтя до кончика среднего пальца - С.К.]

Не звучит ли это как успокоение в согласии со своей конечностью (finiteness)?

Лука - Luke 1: 37

Ибо с Богом ничего не будет невозможным.

Это могло бы быть утверждением о всеобщей неопределенности. О философском статусе всеобщей неопределенности - см. Главу 9.

Иоанн - John 10: 34

Иисус ответил им: "Разве это не написано в вашем законе: "Говорю вам: Вы - боги" ?"

Самый непопулярный кусок христианства. Здравомыслящие люди не хотят быть богами; они хотят быть обычными- членами- общества- как- любой- другой.

Марк - Mark 11: 25

Ибо истинно я говорю вам: Кто бы ни сказал этим горам "Сдвиньтесь и падите в море"; и не будет сомневаться в своем сердце, но будет верить, что горы, которым он приказал, сдвинутся; он получит, что бы он ни сказал.

Ни один здравомыслящий индивидуум не сомневается в невозможности сдвинуть горы силой мысли.

Философски, однако, нельзя показать, что это невозможно.

Матфей - Matthew 13: 35

Я буду произносить вещи, в которых тайна основ мироздания.

Это может звучать как проявление мании величия (megalomaniac). Но нет большого труда в утаивании секретов от здравомыслящих людей. Неправдоподобие факта существования сохраняет статус тщательно охраняемого секрета, несмотря на его доступность для проверки (inspection).

Марк - Mark 13: 35-37

Потому наблюдайте: ибо вы не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, в полночь или на заре (с криком петуха) или утром: Чтобы неожиданно нагрянув не застал вас спящими.

И что я говорю вам, я говорю всем: Бдите (Watch).

Что бы это ни могло означать, он определенно требует психологического настроя, который маловероятен в здравомыслии. Живите, как если бы ждали неожиданностей? Как если бы что-то могло случиться?

Однако, если Христос пытался сказать людям о их приверженности здравомыслию, то он совершил одну фатальную ошибку. Он сказал 'Возлюби своего ближнего как самого себя.' Ни один из тех, кто понимает человеческое уклонение, не может не понимать, что любое утверждение, которое можно интерпретировть как увещевание уделять внимание другим людям, даже если среди великого множества призывов к целеустремленности и безусловному желанию (to single-mindedness and unconditional desire), запомнят только его.

На деле, каждый действительно любит своих ближних как самого себя. Он желает, чтобы его приняли за второй сорт, как это делает он сам; что его, также, заставят осознать свои ограничения и 'прийти в согласие с самим собой'.

Другой аспект мысли Христа, за который, конечно же, ухватилось популярное воображение, - это использование Отца-символа. Если Христос не был здравомыслящим, то под 'Отцом' он мог подразумевать нечто специфическое, и не обязательно что-то очень человеческое. Он мог даже подразумевать что-нибудь подобное 'Внешнему (the Outside)' или 'источник существования (the origin of existence)'.

 

[1] C.S. Lewis, Miracles, Collins Fontana Paperback, 1947, p.113.

[2] Charles Guignebert, Jesus, University Books, 1956, p.360.

<< Оглавление
< Предыдущая глава - Следующая глава >

Используются технологии uCoz