[Предисловие Алана Картера к проекту]

Добро пожаловать в Reciprocality!

Проект "Взаимность" (The Reciprocality Project) начинался как часть практической индустриальной психологии, и остался незавершенным в понимании того, почему у большинства людей в большинстве человеческих сообществ полностью искаженный взгляд на все. Не каждый охвачен заблуждением, и по мере возникновения картины появилась возможность описать альтернативную модель взаимосвязей между наблюдаемыми явлениями, которую, как оказалось, используют программисты-творцы в программной инженерии, ведущие диагносты в медицине, великие физики и математики, так называемые дети с ADHD, "Знающие Качество" люди из промышленности, поэты, художники, скульпторы и мистики -- но только в ее собственных терминах. Самое замечательное - альтернативная картина основана на научных знаниях и экспериментально проверяема (тестируема). Если эксперименты провалятся, мы можем ее выбросить. Если же они сработают, то мы научимся чему-то важному. 

Наблюдая за творческими программистами я узнал, как научить необходимому состоянию ума людей, которые считают, что не умеют программировать. Затем сходство между творческими программистами и детьми с диагнозом ADHD привела к замечательной идее. Важные особенности нашей культуры вводят большинство людей в состояние, когда химия их мозга выходит из равновесия шестилетнего возраста, и они создают мощное логическое слепое пятно, которое не дает никому увидеть происходящего. Эти два эффекта защищают друг друга и приводят к большим неприятностям.

Я проверил идею слепого пятна,  применив ее к некоторым глубоким загадкам современной физики, и ответы раскрылись! Суммы остаются прежними, но отличаются лежащие в основе предположения. Вся суть в понимании, поэтому я применил новую физическую модель к вопросу, что такое разум, и получил ответ, совершенно отличный от имевшихся до сих пор предположений. Сложив все вместе, я получил реальную (concrete) картину того, как стыкуются вместе физические процессы - включая разум - во вселенной, и как они смотрятся с нашей точки зрения.

Затем дела пошли в духе Индианы Джонса (Indiana Jones). Я обнаружил, что мистические и религиозные записи из нескольких традиций содержат непротиворечивое (unambiguous) обсуждение одних и тех же логических и физических концепций. Кажется, что многие другие люди  в разное время и в разных местах видели эту картину. Поскольку они не могли передавать картину другим непосредственно, из-за описанных здесь химии мозга и логических проблем, все они сделали вклад в создание ситуации, в которой эта передача [картины] стала возможна. Эти люди много думали. Они использовали свое понимание ситуации, чтобы внести коррективы и создать ориентированные на работу культуры, которые изучают науку! Человечество до сих пор оставалось затянутым в социальное и когнитивное торнадо, но как сумасшедшее оно собирало подсказки (clues), и в конце концов пенс должен был упасть (penny drops). Некоторые части решения более очевидны чем другие, хотя нужна большая картина, чтобы увидеть разницу между "полезным грузом" (payloads), транспортными механизмами и побочными эффектами.

Эта новая физическая модель описывает реальные (concrete) процессы, которые вплоть до сегодняшнего дня осознавались лишь смутно и интуитивно меньшинством индивидуумов со здоровой химией мозга, но сбиваемых с толку своим языком. Это научное рассмотрение духовного опыта разрешает разногласие между двумя складами ума точно также, как в случае с атомной бомбой: она кажется невозможной, пока не узнаешь о расщеплении атома и уравнении e=mc2, но с помощью физической теории узнаешь, что бомбу можно сделать из урана, но не из орехового масла.

Приведенные на этой странице описания кратко излагают исследуемые в отдельных статьях идеи. К самим статьям ведут ссылки выделенных крупным шрифтом и подчеркнутых названий разделов. В конце каждого описания стоит ссылка на соответствующую статье коллекцию дополнительных материалов, ссылок и список литературы. Проект начинался как коллекция практических учебных материалов и был продолжен в том же стиле.

Алан Картер

 


0: Программистский камень -- The Programmers' Stone

Дисциплина: Программная инженерия

Эта часть включена сюда, чтобы выстроить сцену. Это не часть проекта, скорее это то, что его инициировало. Поскольку этот материал изначально предназначался действующим компьютерным программистам, я дам резюме о том, чему был посвящен "Камень", и о вопросах, которые он вызвал. Действующие программисты, и даже на самом деле бездействующие, почувствуют, конечно, озорство мышления из самой работы.

Исследования в этом направлении начались, когда я пытался как можно лучше научить программной инженерии. Я быстро обнаружил, что трюк заключался в том, чтобы включить мозги моих студентов. Если есть правильное состояние ума, то в деталях того, что им нужно, они разберуться сами.

Многие годы я действовал эмпирически, пробуя многие вещи и оставляя те, которые работали. Гиперссылки названий глав приведут к получившемуся в результате материалу, который применяет ступенчатую функцию к полезности кадров коммерческих информационных подразделений (commercial IT staff), но который совершенно неприемлем в коммерции, поскольку он акцентируется на вещах вроде персональной компетентности и ответственности. Хотя никто никогда не скажет, почему они не будут обсуждать эти материи в коммерческом контексте -- они просто сменят тему, или при каждом удобном случае начнут ругать ISO9001 (который сам по себе не виноват).

Я, конечно, осознавал, что направление хода моей преподавательской практики было совершенно противоположно тенденциям в индустрии, которая поверила в нечто, называемое Программной Фабрикой (Software Factory). Там поощрялись неквалифицированные "кодирующие обезьяны", которые стремились быть бездумными автоматами, выполняющими найденные на полке программы -- так называемые стандарты, которые брались в качестве поведенческих рельсов, и выполнение которых контролировалось микрополицией, как в сценке "Испанская инквизиция" ("Spanish Inquisition") Monty Python. При отклонеиии от стандартов следует наказание, что вызывает проблему, если программа, которую они должны написать, не в точности такая же, как та, которую они написали до того.

Я также осознавал, что путь, которым я учил студентов подходить к проблеме, работал, поскольку Программные Фабрики (в том виде, как их задумывали) -- это глупая идея, бесплодная с самого начала. Со временем мои наработки достигли современного состояния, и было три глубоких вопроса, на которые, я чувствовал, нужно суметь ответить:

  1. Что произошло с моими студентами, и каким образом их вылечил мой материал, представленный в рабочем контексте?
  2. Почему "глубокая структура" -- тот уровень анализа, на котором все проблемы программирования становятся значительно проще, а программы становятся более общими, мощными и гораздо меньшими по размеру (и, следовательно проще в сопровождении и свободными от ошибок) -- всегда существует? Я всегда ее находил, если искал достаточно долго, и мои студенты, которых я убеждал пытаться, тоже всегда находили. Но почему? Какое глубокое свойство мироздания приводит к этому?
  3. Почему процедурализм бесплоден? Как бы я мог доказать (на доске) коммерческим управленцам, что отречение от ответственности в пользу написанного кем-то еще делает вас никем? Что всегда следует посмотреть за спецификацию требований.
Я почувствовал, что я приблизился к чему-то действительно важному. Это был психологический эквивалент палки с одним концом. Если бы мне удалось найти способ посмотреть на это так, чтобы не окосеть, то я смог бы научиться большему, на что только можно надеяться, о природе "реальности". В кадре оказались бы все темы, составляющие предмет ИИ (искуственного интеллекта) и Изучения Разума (Consciousness Studies), от вопросов космологии до странностей квантовой механики и возникновения и природы самого разума. Самосознание и самовоспроизведение, все, что касается хаоса. Все это, казалось, кричало: "Мы кусочки мозаики -- попытайся собрать нас вместе."

Поэтому я покончил с преподавательской деятельностью и начал размышлять. Это был Reciprocality Project, и знаете что? Я расколол его!

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


1: M0

Дисциплина: Нейрохимия (Neurochemistry)

M0 - это ранее не рассматривавшаяся проблема здоровья. Она древняя и огромная, и до нас дошли только фрагменты информации, относящейся к ее возникновению и психологическому состоянию людей, предшествовавшему ее появлению. Она состоит в нейрохимическом эффекте, вызываемом однообразными социальными условиями, которому подвержены люди, как некоторые атлеты подвержены действию собственного адреналина, или как брокеры на бирже при скачках курса.

Люди, так зациклены на продуктах своей собственной скуки, что теряют доступ к целому уровню мыслительных способностей, основанных на использовании тщательно настроенных цепей обратной связи в мозге. Беда в том, что они даже не замечают, что что-то не так, во-первых, потому, что они не могут увидеть, что они больше не могут видеть, а во-вторых потому, что они испытывают искусственное чувство комфорта и считают повторяющееся поведение изначально хорошим. Они также подавлены новизной, поскольку она провоцирует психологическую замкнутость. Существует культурное искажение, вызванное тем, что большинство людей находится в этом состоянии, что делает трудным выяснение вопроса, что же его вызывает. Существует естественный иммунитет, а естественно иммунные обладают интересными силами (или слабостями, в таких условиях). В этом причина, что некоторые люди более "с этим", чем другие. Они просто не больные в этом смысле, и поэтому они могут постигать и динамически перестраиваться.

Наркоманы ритуала не знают, что они наркоманы, и поэтому не имеют возможности проявить свою волю, налицо наркоманское поведение. Они озлобляются, когда лишаются ритуала или сталкиваются с новизной. Именно поэтому программирование, которое всегда должно заниматься решением каждый раз новых проблем, деградирует в ритуализированное запугивание "следуй процедурам" с нулевым с точки зрения коммерции результатом. Этот ритуал более важен, чем результат, и большинство людей не обладают мыслительными способностями, чтобы свободно владеть проблемными областями и понимать программы до мелочей, ведь именно так должны пониматься нетривиальные системы. Именно поэтому сектор коммерческого программного обеспечения с 1993 года не произвел ничего нового, в то время как свободное программное обеспечение просто фонтанирует оригинальностью. Этот сайт работает под Linux [речь идет об оригинале - С.К.].

Страх ломки (у наркоманов) или запугивание наркоманами (имунных) делает эту тему для большинства людей трудной для обсуждения, хотя они не способны сказать - почему. Это пугает, но это можно победить - именно так получилось с Programmers' Stone.

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


2: Призрачное НЕ -- The Ghost Not

Дисциплина: Логическая философия (Logical Philosophy)

Культурный перекос, созданный обществом людей, прикованных к продуктам своей собственной скуки и не знающих об этом, не может быть очень простой и элегантной вещью. Он мог бы быть неким видом поразительно сложной сети лингвистических ошибок или чего-то в этом роде (в этой связи на ум приходит "Вавилон-17" Сэмюела Р. Дилани (Samuel R. Delany "Babel 17")) -- но это не так.

Он состоит в ошибке, которую сперва совершают имунные в ритуальнном наркоманском обществе, где их интуиция продолжает говорить им, что что-то не так, но их парадигма, культура и язык не дают возможности понять и выразить, в чем дело. Столкнувшись с этой дилеммой в детстве, естественные имунные развивают способность мыслить стереотипно (perceive conventionally) -- видеть то, о чем им говорят другие люди, а не то, о чем им говорят их собственные чувства.

Поистине замечательная вещь по поводу перекоса состоит в том, что он не имеет значения, если эту способность используют для подсознательного редактирования восприятия всегда. Просто работа такого "аппарата" восприятия приводит к совершенно определенной логической ошибке в основе всего мышления, которая затем распространяется разными путями наверх, чтобы дать в результате характерную ошибку в выводах, к которым приходит человек. В основе всего мышления присутствует Внутреннее НЕ (Inner Not), которое в результате дает Призрачное НЕ (Ghost Not), которое делает выводы неверными. В следствие своей общности этот эффект так элегантен математически.

К некоторым другим результатам этого Проекта можно прийти более прямым путем, но это Призрачное НЕ -- бриллиант. Это то, к чему ведет вся работа с программистами и эффектом M0, и из чего происходит все остальное. Оно стоит отдельно, и настолько замечательно, что становится очевидным тому, кто узнал о его трюке,  еще не видимом другим. Но помедитируйте над великолепием Призрачного НЕ и составьте свое мнение! 

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


3: Взаимная Космология -- Reciprocal Cosmology

Дисциплина: Фундаментальная Физика (Fundamental Physics)

Если бы Призрачное НЕ было тем, чем оно кажется, то оно должно было бы оказаться способным предложить необычайные откровения по проблемам, которые до сих пор казались неразрешимыми из-за психологического искажения, которое оно вызывает. Поэтому я проверял его, отыскивая признаки его существования в мышлении человека о глубоких проблемах физики. 

Это был изумительный опыт. За несколько коротких дней я получил модификацию существующих концепций, которая произвела нечто, что я никогда не видел до этого, и что, казалось, допускалось первоначальным знанием, при этом она объясняла ужасно многое с помощью более простой теории, чем та, которая была у нас до сих пор, и объединяла вместе гораздо большее. 

Эта модель до сих пор качественная, и еще не полностью работоспособна, но, определенно, в контексте других результатов, действительно очень интересна.

Она предлагает картину, где гравитационная и инерционная масса имеют общую причину, где красное смещение может быть объяснено без освобождения наблюдателя от соотнесения со всей вселенной (scaling with -- т.е. если вселенная расширяется/сжимается, то и наблюдатель расширяется/сжимается вместе с ней - С.К.), где нет философских проблем в квантовой механике и где мы знаем, почему геометрия природы фрактальная.

Совершенно не обязательно должно иметь значение, правильная это картинка или нет, по двум соображениям. Во-первых, построение этой новой картины, как результат работы с использованием Призрачного НЕ в качестве инструмента подтверждает аргумент, что эффект Призрачного НЕ в человеческой психологии реален (действительно существует). Во-вторых, нет сомнения, что вселенная, которую она описывает, -- это вселенная, которую многие источники рассматривают как магически информированный (или сформированный? - С.К.) разум, в котором они живут, как показано в "6:История -- History".

Я думаю, что модель в широком смысле правильна. Мы живем в очень удивительном мире.

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


4: Разум -- Consciousness

Дисциплина: Изучение Разума (Consciousness Studies)

Описанная выше вселенная обладает свойством, которое состоит в том, что вселенной, в которой, как мы думаем, мы живем, нет, что она организована как машина Беннетта (Bennett). Это отменяет все споры, касающиеся природы разума, как Призрачное НЕ вдыхает новую жизнь в физику.

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


5: Гипервремя -- Hypertime

Дисциплина: Фундаментальная Семиотика (Fundamental Semiotics) (trickier still...)

Программистский Камень (The Programmers' Stone) и гипотеза M0 сделали прогресс, когда я отбросил бесполезный язык и позволил идеям основываться на своих собственных терминах. Эта статья пытается проделать те же вещи с идеями из предыдущих статей. Структура результата ясно распознается как структура идей, которые можно найти у Штайнера, Гурджиева, Бейли и в Евангелии гностиков (Steiner, Gurdjieff, Bailey and the Gnostic Gospel). Кажется, что всякий раз, когда люди смотрят около M0, они видят одни и те же вещи. Следовательно, у нас есть ADD, хакер, мистический тип личности. Мистика вращается вокруг вещей, которые доступны изучению свободным от M0 людям, но у попавших в ловушку M0 людей нет необходимого "железа" (hardware), работающего в их мозгах, чтобы это понять.

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


6: История -- History

Дисциплина:  Прикладная Теология (Applied Theology) (trickiest...)

Гипервремя -- это интересная идея. Она может даже быть правильной, и она многое объясняет. Эта статья очень сильно отличается от остальных. Она показывает совершенно недвусмысленно, независимо от того, правда это или нет, что это тот же самый мир, в котором Иисус (и другие мистики), как они думали, жили. Она делает это, обеспечивая явную, физическую интерпретацию всех 114 логий (Logia) самого первого известного христианского источника, называемого "Евангелием от Фомы" ("Gospel of Thomas"). Отметим, что в гипервремени сложные структуры самосоздаются, засевая себя с помощью копий их собственного будущего состояния. Конечно, есть также и термодинамические объяснения, хотя иногда эти объяснения получаются очень неправдоподобными. Это то, что отличает так называемое тело от так называемого духа.

Я делаю глупость, или изоморфизм между "5: Гипервремя" и "6: История" все же реален? Вы будете судьями...

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


7: Магия -- Magic

Дисциплина: Нет (Специализация - для насекомых!)

Несмотря на созданную вокруг разума путаницу, которая отчетливо наблюдается на протяжении веков,  имея разработанную парадигму -- не важно, корректная она или нет -- можно обсудить многие субъективные явления, которые редко обсуждают, и которые к тому же, как кажется, формируют часть опыта огромного числа эффективных и творческих людей. Это применимо как к технологам, так и к художникам -- просто художники больше это обсуждают.

Первый шаг в прояснении вопроса, отражает ли этот опыт действительность или нет, заключается в понимании, в каком виде реальности, как мы думаем, они происходят. 

Здесь полный список дополнительных материалов, ссылок и указателей на ресурсы.


Alan G. Carter alancarter@steinweb.net

Об авторе [Здесь оставлена ссылка на оригинальный сайт.]


Перевод: Prog.Stone

Русский сайт Programmers' Stone / Reciprocality: http://progstone.narod.ru/

Используются технологии uCoz