Joss Earl
joss@software-that-works.co.uk
Рассмотрим такое утверждение:
"Большинство людей ведут себя глупо, поскольку они физически зависят от скуки."
Когда люди это слышат, то самая обычная первоначальная реакция такая: "не будь глупцом, люди ненавидят скуку". Иногда люди также оспаривают первую часть утверждения, они не соглашаются с тем, что большинство людей ведут себя глупо. Эта реакция еще более редкая: по некоторым соображениям мы находим мало причин не согласиться с фразой "большинство людей ведут себя глупо".
Идея, что люди находятся в зависимости от скуки, представляется странной, но давайте ее обсудим. Скука -- это неприятное ощущение, которое возникает, когда ваш ум не занят. Предположительно, повторяющиеся и предсказуемые действия скучны, в то время как новые и непредсказуемые события волнующи. При таком понимании скуки, то, как ведут себя люди, кажется немного странным. Рассмотрим высказывание: "Мы -- рабы привычек". Мы каждый день встаем в одно и то же время, проходим одни и те же ритуалы, идем на работу, делаем на работе то же самое, что и вчера, приходим домой и смотрим те же самые старые телевизионные шоу.
Есть нечто внутренне комфортное в сложившихся привычках и ритуалах. Истина такова: большинство людей очень сильно не любят, когда нарушают их ежедневный рутинный распорядок. Если на работе происходит что-то действительно неожиданное, это не составляет их рабочий день, а разрушает его. Вам часто приходится слышать: "Сегодня я столкнулся с новой ситуацией на работе, это было замечательно" ?
Это поведение не уживается с утверждением о том, что люди не любят скуку. То, что люди действительно не любят -- так это сидеть и абсолютно ничего не делать. Это приводит к неприятному ощущению, о котором люди думают как о скуке. Однако, дайте им не требующее размышлений повторяющееся занятие, например раскладывание пасьянса, просмотр телевизионных передач, работу на конвейере - и они заняты. Не обязательно счастливы, но и не в сильном дискомфорте.
Так что же заставляет людей так сильно ненавидеть состояние абсолютного ничегонеделания? Возможно, незанятость абсолютно ничем приводит людей в дискомфорт потому, что заставляет их думать. Наши мозги не расчитаны на полное бездействие. В повседневной жизни мы загружаем наши мозги нашей рутиной. У очень немногих людей работа действительно требует глубоких размышлений. Даже такие высококвалифицированные профессионалы, как доктора и юристы, редко сталкиваются с действительно новыми ситуациями. Они сталкиваются с ситуацией, которую они распознают, и затем выбирают подходящую процедуру, которой они обучены. Изредка людям приходится немного импровизировать или комбинировать разные методы, но часто ли им приходится изобретать или приходить к некоторым фундаментально новым открытиям? Ничегонеделание дискомфортно потому, что просто мы не привыкли размышлять.
С раннего детства мы оказываемся вовлеченными в рутину. Нам приходится идти в школу, тихо сидеть в классе, слушать учителя, выполнять упражнения, делать домашние задания и т.д. и т.п. Потом мы привыкаем к привычкам. Беда в том, этот предсказуемый повторяющийся стиль жизни -- это не то, на что изначально расчитан человеческий мозг. Мы чрезвычайно адаптивные создания и, как кажется, способны приспособиться ко всему, но это не озачает, что это хорошо.
Наиболее фундаментальное изменение в человеческом обществе произошло, когда из охотников и собирателей мы превратились в земледельцев. К охотникам совершенно другие требования, чем к земледельцам. Охотник должен постоянно быть в курсе того, что происходит вокруг, поэтому его внимание быстро фокусируется на всем, что может угрожать или помогать. Он (или, конечно, она) должен быть постоянно готов бросить все и начать дело заново, например встать на свежий след, немедленно отреагировать на опасность и т.п. Для охотника поиск нового, постоянно исследуя окружение, и творчество -- наиболее важные требования для успеха. Земледельцы совсем другой раскраски. В то время, как охотникам нужна мгновенная обратная связь на их усилия, земледелец должен ждать месяцы, чтобы получить какой-нибудь отклик от своих посевов. Ему нужно быть способным продолжать постоянные, на одном уровне, усилия, даже не увеличивающиеся в непосредственном будущем.
Наши мозги учились мириться с жизнью земледельца, производя больше допамина (dopamine). Некоторые тории утверждают, что производство допамина -- это способ выживания в требующих терпения ситуациях (seige - западня, осада). Если обезьяна сидит на дереве, вокруг которого кругами ходит лев, то терпение существенно для ее выживания. Допамин успокаивает обезьяну и позволяет ей переждать льва. В современном обществе мы проводим много времени в состоянии ожидания. На самом деле, было бы более правильным сказать, что мы проводим почти все свое время в состоянии ожидания. Наш уровень допамина гораздо выше обусловленного природой уровня.
Повышенный уровень допамина позволяет людям эффективно работать земледельцами, но за определенную цену. Высокий уровень допамина сильно подавляет способность ума думать творчески. Еще хуже, допамин вызывает привыкание. Недавние исследования показали, что, почти по определению, наркотики, вызывающие привыкание, -- это те, которые повышают уровень допамина. Это объясняет, почему человек так сильно сопротивляется нарушению его размеренного распорядка. Оно включает (инициирует) такое же возмущение, какое наблюдается у наркоманов, если их лишить наркотика. Чем более зависимым от ритуалов становится человек, тем легче он раздражается от нарушений своей рутины. В крайних случаях даже злятся, когда сталкиваются с новой идеей. Они высмеивают человека, высказавшего эту идею, но не аргументируют, что же в ней неправильно.
Люди, которые работают в таких местах, стремяться окунуться с головой в круговорот все увеличивающейся бумажной работы и процедуры. Это знает каждый. Государственные бюрократы -- очень хороший пример. Здравый смысл выбрасывается в окно [сам или с чьей-то помощью - С.К.]. Процедуры только добавляются, но никогда не убираются. Организации начинают очень сильно сопротивляться изменениям и реформам. Теперь это не кажется удивительным. Любой, кто пытается избавиться от процедур или внести новые идеи, сталкивается с отпором, который можно ожидать от впавших в зависимость наркоманов, лишенных своих наркотиков. Это именно то, что происходит.