Несколько цитат из книги "Суть Штайнера" ("The Essential Steiner", edited by Robert A. McDermott, Floris Books, ISBN 0-86315-225-2), которые, по-моему, показывают, что Штайнер действительно думал в тех же направлениях, что и Reciprocality. Учитывая, что корни Reciprocality лежат в программной инженерии, фрагмент о чеках и деньгах в Токио определенно заставил мои волосы встать дыбом!
Никогда прежде не было культурной эпохи, столь чисто эгоцентричной и неидеалистической как наша, и в ближайшем будущем это будет усугубляться. Ибо в наше время дух полностью окунулся в материалистическую цивилизацию. Людям пришлось вложить огромные духовные (spiritual) усилия в великие отрытия и изобретения новой эры, т.е. девятнадцатого столения. Просто подумайте, например, сколько духовной силы содержится в телефоне, телеграфе, железных дорогах и т.д.! Сколько духовной силы материализовалось, кристаллизовалось в коммерческих взаимоотношениях Земли! Сколько духовной энергии требуется, чтобы некая сумма денег была выплачена, скажем, в Токио посредством клочка бумаги - чека, выписанного в этом месте! Поэтому можно спросить: Действительно ли использование духовной энергии означает духовный прогресс? Кто бы ни стоял перед этим фактом, должен подтвердить следующее: Вы действительно строите железные дороги, но на практике они перевозят лишь то, что нужно для ваших животов; а когда вы путешествуете сами, вы делаете это только потому, что это связано с вашими физическими потребностями.
Различается ли сколько нибудь с точки зрения Духовной Науки (Spiritual Science), перемалываем мы свое зерно с помощью нескольких камней или получаем муку издалека посредством телеграфа, кораблей и т.д.? Задействованы огромные духовные силы, но они используются полностью в персональном смысле. Тогда что будет иметь значение, когда люди ведут дела таким образом? Очевидно, не Антропософия (Anthroposophy), другими словами, не духовные реальности (spiritual realities). Когда используются телеграф и пароходы, то на первом месте стоит вопрос, сколько будет заказано хлопка для пересылки из Америки в Европу и т.п.; другими словами, это вопрос, который связан с персональными потребностями. Человечество спустилось к самым глубинам персональной потребности, физической индивидуальности. Но именно такой эгоцентричный, утилитарный принцип должен был однажды прийти, поскольку посредством его будет облегчен путь наверх эволюции всего человечества.
Мне кажется, что написавший это Штайнер посмотрел бы на сегодняшнюю ситуацию не с ликованием, но скорее в соответствии с лозунгом Льва Троцкого (Leon Trotsky) "Чем хуже, тем лучше!" ("Worse is better!"). В Штатах на риталин посадили 4 миллиона детей (4 megakids on Ritalin), а Великобритания очищает страну от 30% лучших наиболее квалифицированных (most employable), не требующих мотивации (self motivated) и т.д. работников сферы информационных технологий (IT) - на основании удобства администрирования (administrative convenience) (в точности как описано в "1: M0") согласно Внутреннему Правилу Налогообложения № 35 (Inland Revenue Rule 35). Тем временем, материалистическая наука достигла кажущейся границы познаваемого, где верх берет сумасшествие.
И все же, перестраивая это полностью материалистическое представление, возможно придать смысл хаосу в терминах постигаемой человеком, материалистической, физической модели, что требует создающей причинности, рассматриваемой в обратном направлении - того, что вполне можно описать как движение Великого Духа (Great Spirit). Именно это предлагает Reciprocality. Нет квантового "другого мира". Нет духовного "другого мира". Просто этот мир, рассматриваемый по-другому.
Итак, если Взаимность (Reciprocality) не ерунда, то получается, что Штайнер владел ей как самосогласованным гештальтом [gestalt - форма или конфигурация, свойства которой нельзя представить как сумму свойств ее частей - С.К.], не связанным с материалистичекой наукой его времени. Но который включал процесс человеческой эволюции - от неучитываемой, но конкретной, духовности через материализм к учитываемой конкретной духовности - в точном соответствии с процессом, описанным в "7: Magic". И если в 1908 году Штайнер смог постичь (grok) концепции Reciprocality без научной подготовки, то почему "6: History" не могла содержать их и 2000 лет назад?
Все это замечательно, но реально ли? Можем ли мы на самом деле убедиться, что Штайнер 100 лет назад владел концепциями, которые, через чудеса красоты и формы, которые открыла нам наша дисциплина (род занятий), смогли разглядеть только самые творческие из современных инженеров? Или все это - просто замки в облаках? Посмотрите, можете ли вы распознать "глубокую стрктуру" в этой цитате:
Многие мистики погружаются в мир неопределенных ощущений и чувств; Гете (Goethe) погружается в кристально чистый мир идей. Односторонние мистики презирают ясность идей и размышляют поверхностно. Они не подозревают о том, что испытывают люди, которым выпал дар глубоко войти в живой мир идей. Они чувствуют озноб, когда достигают мира идей. Они ищут в мире источник, который излучает тепло. Но источник, который они находят, не объясняет мир. Он состоит только из субъективных ощущений (stimuli), перепутанных представлений. Человек, который говорит о холодности (coldness) мира идей, может лишь думать над идеями (think ideas), он не может их ощутить (experience). Человек, который живет истинной жизнью мира идей, чувствует внутри себя начало мира, работающего в тепле (warmth), что нельзя сравнить с чем-нибудь еще. Он чувствует огонь Тайны Мира (World Mystery), разгорающийся внутри него. Это то, что чувствовал Гете (Goethe), когда в Италии в нем пробудилось видение переплетающейся Природы.
А как насчет этой, из его "Автобиографических заметок" ("Autobiographical Sketch"):
В этот период пропала - и это уже принадлежит внешним оккультным влияниям - полная ясность в понимании концепции времени. Это знание никоим образом не было связано с моими занятиями и исходило только из оккультной жизни. Это было знание, что есть эволюция, идущая в обратном направлении, взаимодействующая с той, что идет в прямом направлении; первая - это оккультная, астральная эволюция. Это знание - условие духовного восприятия.
Еще два комментария. Я утверждаю, вероятно самонадеянно, что точка, где движение Вальдорфской Школы (Waldorf School) отошло от Штайнера, и поэтому ужасно потеряло в силе, находится в восприятии противоречия между выразительным саморазвитием и ясностью, о которой Штайнер говорит выше. Они стали "односторонними мистиками" - подобно "полухудожникам" ("half-artists"), о которых я говорю в "2: The Ghost Not - Призрачное НЕ". Это ведет к размытому и неэффективному, хотя довольно приятному, умонастроению их творений. Многие образчики которых я видел, поскольку главная Вальдорфская Школа за пределами Страуда (Stroud) находилась около моего старого дома в Челтенхеме (Cheltenham) в Англии - поэтому я действительно знаю, что я критикую.
Во-вторых, различие между думанием (thinking) идей и познанием (experiencing) идей - это различие между тем, что когнитивная петля обратной связи, которая приводит к более высоким способностям, заблокирована высоким уровнем допамина и тем, что она работает. Для вас существует материализм. Духовное восприятие Штайнера как нейрохимическое явление.
P.S. Я надеюсь, что выпускникам Валдорфа (Waldorf) не дадут собраться в толпы линчевателей... Да, но только если они захотят... Теперь мне лучше замолчать... ;-)